Перегрев двигателя — причины и способы устранения
Появление звонких стуков, уменьшение мощности, повышенная температура охлаждающей жидкости - характерные признаки перегрева двигателя.
Обнаружить перегрев двигателя можно по показаниям указателя температуры или аварийной лампочки, которая загорается при повышении температуры охлаждения выше нормы. О чрезмерном перегреве двигателя свидетельствует и выделение большого количества пара с пароотводящей трубки радиатора.
Причины, по которым происходит перегрев двигателя и возможные способы их устранения приведены ниже в таблице.
Причины неисправности | Способы устранения |
В системе охлаждения двигателя недостаточное количество охлаждающей жидкости | Проверить и при необходимости долить охлаждающую жидкость |
Пробуксовывает шкив вентилятора или обрыв ремня | Отрегулировать натяжение ремня или заменить его |
Неполное открытие створок радиатора | Отрегулировать привод жалюзи |
Загрязненный радиатор и соединительные шланги | Промыть систему охлаждения, а шланги очистить |
Заедание термостата в закрытом положении | Заменить термостат |
Не включается электромагнитная муфта вентилятора | Проверить исправность электромагнитной муфты |
Большое количество накипи в системе охлаждения двигателя | Промыть систему охлаждения двигателя специальным раствором |
Перегрузка двигателя, частичное затягивание стояночного тормоза | Перейти на низшую передачу, полностью отпустить рукоятку стояночного тормоза |
Неправильно установлено зажигание | Проверить установку зажигания и отрегулировать его |
Поступление в цилиндры двигателя богатой или бедной смеси, применение топлива, не соответствующее типу двигателя | Отрегулировать карбюратор, заменить топливо |
Следует помнить, что при перегреве двигателя не только заметно уменьшается его мощность, но и увеличивается расход топлива, ухудшается смазочное свойство масла - возможны заусенцы трущихся поверхностей, деформация и трещины деталей.
При перегреве двигателя необходимо прежде всего проверить количество охлаждающей жидкости и довести ее до нормы. Снимая пробку заливной горловины радиатора с перегретого двигателя, надо быть очень осторожным, чтобы предотвратить ожоги лица и рук горячим паром. Уровень жидкостей в радиаторе должен быть на 15-20 мм ниже заливной горловины. Антифриз в радиатор заливают по объему на 6-7% меньше воды.
Доливать воду в радиатор перегретого двигателя следует лишь после того, как двигатель немного остынет. Если двигатель работает, то доливать воду необходимо тонкой струйкой, чтобы не вызвать появление трещин в цилиндрах.
При испарении антифриза в систему охлаждения доливают только воду, а антифриз добавляют только тогда, когда точно установлено, что утечка устранена. Утечку устраняют затягивая хомутики или заменяя прокладки.
Следует также помнить, что эффективность охлаждения двигателя в значительной степени зависит от натяжения ремня привода вентилятора. Натяжение ремня на многих автомобилях регулируют изменением положения генератора. Если ремень натянут слабо, необходимо ослабить крепление генератора и, смещая его, добиться нужного натяжения ремня. Если пас привода вентилятора замаслен, его надо вытереть бензином.
Перегрев двигателя может быть вызван засорением шлангов системы охлаждения, проходов для воздуха в сердцевине радиатора, большим количеством накипи на стенках системы охлаждения, неисправностью термостата или плохой работой водяного насоса. Для выявления причин этих неисправностей сначала проверяют водяной насос. Если через контрольное отверстие водяного насоса выходит вода, то неисправен сальник и его следует заменить. Нельзя заглушать контрольное отверстие, когда через него идет вода. Это приводит к порче подшипников водяного насоса. Если неисправен водяной насос отремонтировать невозможно, его необходимо заменить.
В системе охлаждения может образоваться много накипи. В этом случае, после возвращения в гараж нужно промыть систему специальными растворами. Чтобы уменьшить образование накипи в системе охлаждения, следует применять чистую мягкую воду - дождевую или снеговую. Отлитую из системы охлаждения воду желательно использовать повторно, потому что, частая замена воды усиливает коррозию и повышает образование накипи. Если внутренняя полость системы замаслена, систему следует промыть слабым раствором щелочи. Термостат в дороге можно проверить, осмотрев его снаружи; при необходимости удаляют накипь, грязь, очищают маленькое отверстие в клапане. Неисправный термостат необходимо заменить.
Водитель должен следить за тепловым режимом работы двигателя (нормальный тепловой режим - 80-90 ° С), его регулируют открытием или закрытием жалюзи. Когда жалюзи открываются полностью, следует проверить состояние и действие тяг управления жалюзи радиатора. Пластинки жалюзи не должны иметь вмятин, и при полностью вытянутой рукоятке привода должны быть плотно закрыты, а при крайнем переднем положении - полностью открыты. Особенно внимательно надо следить за работой жалюзи зимой. Иногда в нижней части радиатора замерзает вода, и ледяная пробка нарушает ее нормальную циркуляцию. Выявить замерзание воды в радиаторе можно на ощупь. Конечно, степень нагрева верхней части радиатора значительно больше, чем нижней и средней части. При замерзании воды в радиаторе с пароотводящих трубки интенсивно выходит пар. В этом случае лучше поставить автомобиль в теплое помещение, дать возможность растаять льду. Если такой возможности нет, то место, где образовался лед, надо обложить тряпками, намоченными в кипятке, и поливать их горячей водой.
Перегрев двигателя может произойти из-за чрезмерно позднее зажигания, потому смесь продолжает гореть при выпуске. При этом двигатель и выпускной трубопровод будут нагреваться из-за того, что часть тепла от смеси, которая сгорает, отдается охлаждающей жидкости. Если зажигание позднее, следует отрегулировать его. Перегрев двигателя может быть вызван также применением бензина, не соответствующего требованиям заводской инструкции.
На степень нагрева двигателя большое влияние состав рабочей смеси. Например, поступление в цилиндры бедной смеси может также привести к перегреву. В этом случае слышать хлопки в карбюраторе, чувствуется ненормальная приемистость двигателя. Двигатель перегревается и из-за медленного горения бедной смеси. Объем газов, горящих продолжительность и поверхность столкновения деталей двигателя с газами увеличиваются, становится больше количество тепла, которое отдается деталям двигателя.
Если двигатель перегревается из-за поступления в цилиндры богатой смеси, характерными признаками этого является выстрелы и черный дым в глушителе. Богатая смесь, как и бедная, горит медленно и не успевает сгореть полностью из-за нехватки воздуха. При выходе в глушитель смесь, соединяясь с кислородом, сгорает, возникает взрыв. Длительная работа двигателя на этой смеси приводит к повышенной образования нагара в цилиндрах, к ухудшению передачи тепла в охлаждающую жидкость создает возможность возникновения детонации.
У неопытных водителей двигатель иногда перегревается из-за частичного затягивания рычага стояночной тормозной системы или неправильная регулировка рабочей тормозной системы. Поэтому, отправляясь в путь, следует всегда ставить рычаг стояночной тормозной системы в крайнее переднее положение, предварительно проверив исправность и рабочей тормозной системы.
Бывает, что двигатель перегревается из-за длительной езды на низших передачах. В таком случае необходимо остановиться и дать ему возможность остыть. Если остановиться невозможно, следует перейти на более высокую передачу, увеличив тем самым частоту вращения коленчатого вала двигателя, а вместе с тем и скорость циркуляции охлаждающей жидкости. В результате улучшится теплоотвод от стенок цилиндра и головки блока.
Иногда двигатель перегревается из-за недостаточной подачи масла к деталям, которые смазываются, или плохое его качество. Ухудшение смазки приводит к усилению трения между деталями, повышает температуру деталей и масла. Поэтому надо следить за уровнем масла в картере двигателя, за давлением в системе смазки, не допускать утечки масла через сообщения шлангов и трубопроводов, прокладки и сальники.
Добавить комментарий