Автомобильный кондиционер

Автомобильный кондиционер

Еще каких-то 20 лет назад мы и не подозревали, что автомобильный кондиционер будет входить в перечень стандартной комплектации большинства моделей современных автомобилей. Чего не скажешь о методах обогрева салона автомобиля - использовать разнообразные источники тепла (автономные печи, тепло от радиаторов системы охлаждения и системы смазки двигателя, тепло от трактов системы выпуска отработанных газов) изобретатели начали с того самого момента, когда салоны автомобилей стали закрытыми.

Сегодня большое количество автомобилей имеют схожие по принципам действия системы отопления салона. С помощью регуляторов на панели приборов можно управлять потоком нагретого воздуха, поступающего в салон по воздушным каналам от очага.

В дальнейшем на борту автомобиля появились приборы способные не только нагревать, но и охлаждать. С ручным управлением были также и первые автомобильные кондиционеры. Желаемый температурный режим получали устанавливая переключатель в определенное положение. Это отвлекало водителя от управления. На сегодня большинство современных автомобилей оборудованы кондиционерами с автоматическим регулированием температуры воздуха в салоне. Системы климат-контроля управляют как отоплением, так и охлаждением. Теперь водитель не отвлекается, температура поддерживается в нужных пределах. Но для обеспечения работы кондиционера, приведение его в действие, двигатель жертвует до 10 л.с. мощности, а это в свою очередь увеличивает расход топлива.

Но, производители автомобилей на этом не останавливаются. Некоторые модели современных систем кондиционирования способны также и на повышение качества воздуха внутри салона, методом его ионизации. Комфорт, нужная температура салона обеспечиваются не только во время движения, но и во время стоянки. В люках последних моделей Audi встроенны солнечные батареи с датчиком солнечного излучения. Последний вместе с термодатчиком салона подают сигналы к вентилятору. Воздух начинает поступать в салон извне.

Автомобильный кондиционер - это довольно сложное устройство. Принципиальная схема его строения включает следующие основные узлы: вентилятор, радиатор кондиционера (конденсатор), испаритель, осушитель, вентилятор осушителя, компрессор.

Кондиционер - это замкнутая система без сообщения с атмосферой, в которой происходят процессы испарения и конденсации рабочего тела (фреона), что сопровождается отбором тепла. Это, в свою очередь, способствует снижению температуры потока воздуха, проходящего от вентилятора через радиатор кондиционера и попадает в воздушные протоки салона автомобиля. Рабочим телом кондиционера является фреон - хладагент со специфическими физико-химический свойствами (переход из жидкого состояния в газообразное сопровождается значительным падением температуры).

Хадагентом (фреоном) заполняется вся система климатической установки (кондиционера). Хладагент R-12 применялся в 90-х лет. За его способности к разрушению азонового слоя, R-12 уступил место более экологическом и безопасном R-134А. Зато последний имеет значительно более низкую эффективность и большую проницательность, что предъявляет повышенные требования к герметизации системы.

Самым сложным, но в то же время и самым важным и ценным элементом кондиционера является компрессор. Он сжимает газообразный фреон. Компрессор приводится в действие ремнем через электромагнитную муфту от коленчатого вала двигателя. Это действие и забирает несколько лошадиных сил мощности двигателя. Компрессор имеет цилиндр, поршень, шатун, впускной и выпускной клапаны. На клапаны замкнут трубопровод системы. Трубопровод соединен с радиатором кондиционера (конденсатор), конденсатор с термостатическим испарителем (холодильная камера). Замыкает магистраль ресивер-осушитель.

Как было указано выше, компрессор сжимает газообразный фреон. Сжимаясь фреон нагревается выше температуры окружающей среды, а попадая в конденсатора (радиатора кондиционера), который находится в блоке с вентилятором перед радиатором системы охлаждения двигателя, переходит из газообразной фазы жидкую. После этого фреон направляется в калиброванное отверстие с клапаном, где затормаживается. Фреон, проходящей через игольчатый клапан отверстия попадает в испарителя, где превращается из жидкости в газ. Этот процесс сопровождается сильным падением температуры. Сам испаритель - это радиатор, встроенный в систему воздушных протоков в салоне автомобиля. Таким образом салон автомобиля при такой конструкции образует своего рода холодильную камеру. Игольчатый клапан дросселя может изменять количество фреона, поступающего в испарителя, тем самым регулируя его температуру, а значит температуру в салоне авто. Осушитель предназначен для полного испарения хладагента.

В автомобилях с ручным управлением работой кондиционера, водитель вручную задает температурные режимы. При этом необходимо самостоятельно выбирать положение регулятора заслонок, изменять температурные режимы устанавливая регуляторы в желаемое положение.

Автоматический климат-контроль позволяет освободить водителя от ручного регулирования микроклимата. Достаточно задать желаемую температуру и электронный блок управления, принимая сигналы от датчиков, будет предоставлять команды исполнительным механизмам. Чем выше разница между заданной и внешней температурами, тем интенсивнее будет работать вентилятор, подавая воздух в радиаторы кондиционера или обогревателя. Система климат-контроля достаточно сложная. Системы автомобилей бизнес-класса могут регулировать температуру для каждого пассажира отдельно. В состав систем климат-контроля входят электронный пульт управления, несколько электронных блоков и реле, электрические моторы и датчики положения, различные датчики, которые измеряют физические параметры.

Болезни автомобильного кондиционера.

Основные болезни автомобильных кондиционеров: нарушение герметичности радиатора кондиционера (конденсатора) вследствие его коррозии или механического повреждения, коррозия вентиляторов и контактов датчиков, утечки хладагента через соединения и микротрещины, загрязнения испарителя, загрязнения хладагента твердыми частицами.

К работам профилактического обслуживания относятся: периодическая очистка сливных стоков воздушных каналов, замена масла компрессора, замена, очистка или заправка кондиционера хладагентом.

Для выполнения этих операций кондиционер имеет специальной сервисный разъем с клапаном, к которому подсоединяется устройство для обслуживания автомобильных кондиционеров. Возможности таких приборов не ограничиваются только наполнением кондиционеров хладагентом.

Для прохлады и свежести.

Современные приборы для обслуживания климатических установок автомобилей - это полнофункциональные агрегаты, использование которых позволяет выполнять все работы по обслуживанию кондиционеров. Приборы оборудованы вакуумным насосом (компрессором), электронными весами, резервуаром (баллон 4-12 кг) для хранения хладагента, шлангами (как правило 3-метровыми) для подключения к системе кондиционирования салона автомобиля, блоками управления и контроля выполнения операций. Соединение осуществляется через сервисные порты контуров низкого и высокого давления автокондиционера.

В комплекс работ, выполняемых современными приборами по обслуживанию автокондиционеров входят: отбор хладагента, удаление из него влаги и масла, регенерация, вакуумирование системы и проверка герметичности, компенсация потери хладагента и добавления в него нового масла, заправка кондиционера , определение мест потери герметичности. Кроме того, приборы позволяют проверить работоспособность климатической установки авто. Для выполнения проверки в зависимости от модели приборы имеют или встроенные вакуумметры и манометры, или электронную диагностическую систему.

Вакуумметр позволяет проверить герметичность системы в контрольных точках по повышению давления после операции вакуумирования. Электронная диагностическая система по сигналам от датчиков, размещенных в контрольных точках климатической системы автомобиля, указывает на возможную неисправность и дает рекомендации по ее устранению.

Встроенные в приборы электронные весы предназначены для точного взвешивания откачанного хладагента и определения порции, которую необходимо добавить. Некоторые модели для обеспечения универсальности и возможности проводить работы со старшими автомобилями имеют два баллона для двух разных типов хладагентов (R-12 и R-134А) и масел для них. (Примечание. Хотя запросы по работе с хладаентом R-12 возникают очень редко, при выполнении работ с помощью универсальной установки, будьте внимательны! Для смазки компрессора систем что заправленные хладагентом R-12 применяется минеральное масло, а в системах с R-134А - синтетическая . Их смешивание приводит к загущування теплоносителя, закупорки каналов и отказа компрессора кондиционера.) В состав электронных диагностических систем могут входить блоки для идентификации типа хладаегту.

Система регенерации хладагента как составляющая приборов последних моделей позволяет значительно повысить производительность ее использования. Учитывая среднюю емкость системы кондиционирования легкового автомобиля - 700-900 г хладагента, в системы со скоростью очистки до 300 г в минуту расход времени на регенерацию составит всего 3 минуты. Вкрапления воды, твердые и другие примеси задерживаются в фильтрах прибора.

Полуавтомат или автомат?

Модели приборов для обслуживания автомобильных кондиционеров отличаются между собой по режимам работы, количеством операций, степенью привлечения исполнителя (механика), наделенными сервисными опциями. Они могут быть полуавтоматическими, в которых определенные стадии выполнения работ контролируются оператором, и автоматическими, в которых последовательность выполнения работ задается оператором однократно.

В полуавтоматических установках потребность во вмешательстве оператора может возникнуть на этапах откачки старого фреона, отделения масла, слива отработанной смазки и заполнение системы новой, удаления твердых примесей. Также операции вакуумирования и заправка кондиционера хладагентом запускаются оператором вручную с пульта управления. Прибор автоматически сигнализирует при переполнении или опустошении баллона с фреоном, а также при признаках нарушения герметичности (выявление убыточного (?) Давления в системе). Такие агрегаты, как правило, не обладают особой привлекательностью внешнего вида, основное преимущество в них отдана, в первую очередь, техническим и эксплуатационным характеристикам. Приборы данной подгруппы - лучшее соотношение цены и функциональности.

Автоматические устройства не только отличаются своей эргономикой, но и позволяют сократить затраты времени на выполнение операций, не зависящие от квалификации оператора. Рабочему нужно будет только подсоединить шланги прибора в соответствующие сервисных разъемов климатической установки автомобиля и запустить прибор в действие.

После запуска прибор самостоятельно отделяет тару масло от хладагента, измеряет его количество и добавляет нужную порцию нового. В процессе вакуумирования система сама определяет герметичность кондиционера и при выявлении мест протекания сообщает об этом оператору.

На жидкокристаллическом дисплее панели управления устройства можно контролировать фазы процесса и фиксировать соответствующие параметры (давление в системе, количество отделенной масла, масса хладагента). По окончании цикла обслуживания встроенный принтер распечатывает перечень выполненных работ с указанием их количественных параметров.

При возникновении неисправностей приборов или при необходимости выполнить профилактические работы, система самодиагностики подает акустические и визуальные сигналы с соответствующими кодами на дисплее, по которым можно определить необходимые работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Вход

Яндекс.Метрика