Органы управления автомобиля и пользование ими

К основным органам управления, которыми водитель пользуется чаще всего относятся: замок зажигания, педали сцепления, тормоза, подачи топлива, рычаг включения стояночного (ручного) тормоза, рычаг переключения передач, переключатель указателей поворота, включатели световых приборов, звукового сигнала, стеклоочистителей и стеклоомывателей, аварийной сигнализации, обогрева ветрового и заднего стекла и предупредительных сигналов панели приборов.

Замок зажигания.

В зависимости от модели транспортного средства замок зажигания может располагаться как с правой, так и с левой стороны рулевой колонки, иметь дополнительные позиции и условия для включения. Однако, ему присущи три основных положения:

  • выключение зажигания;
  • включение зажигания;
  • включение стартера.

В большинстве автомобилей в замок зажигания вмонтировано противоугонное устройство для блокировки рулевой колонки, поэтому, при включении зажигания необходимо слегка повернуть влево-вправо рулевое колесо для выключения устройства.

При повороте ключа во второе положение, как правило, на щитке приборов включаются сигнальные лампочки. В зависимости от марки автомобиля это могут быть: контрольная лампочка заряда батареи, стояночного тормоза, аварийного давления масла, радиоприемника и т.д.. В третьем положении включается стартер. При этом надо помнить, что в этом положении ключ следует отпустить сразу же, как только заработал двигатель (через 2-3 сек) и ключ под действием возвратной пружины самостоятельно вернется во второе положение. Включение стартера при работе двигателя может вызвать поломку пускового механизма.

Помните!

Перед буксировкой вашего автомобиля следует вставить ключ в замок зажигания, выключить противоугонное устройство, которое блокирует рулевую колонку, и убедиться, что руль свободно поворачивается.

Педали сцепления, тормоза и подачи топлива относят к органам управления ногой. Перед рассмотрением приемов управления ими остановимся на схеме силовой установки автомобиля.

Силовая установка автомобиля состоит из следующих пяти основных частей:

  1. Двигатель;
  2. Ведущий диск;
  3. Ведомый диск;
  4. Коробка передач;
  5. Карданный вал, дифференциал, полуоси и ведущие колеса.

Во время работы двигателя с включенной нейтральной передачей крутится и ведущий диск сцепления. Если с помощью коробки передач соединить с ним ведомый вал, то крутящий момент через карданный вал будет передаваться на дифференциал, а от него - на полуоси и ведущие колеса, что повлечет движение автомобиля. Соединение двигателя с коробкой передач и ведущим мостом автомобиля достигается с помощью механизма сцепления, управление которым осуществляется с помощью педали сцепления. Самой распространенной конструкцией сцепления является механизм с одним ведущим и одним ведомым диском. Большинство времени диски плотно прилегают друг к другу, передавая крутящий момент от двигателя к коробке передач, и находятся в состоянии "сцепление включено". При нажатии на педаль сцепления диски расходятся и крутящий момент не передается, то есть сцепление отключено.

Для автомобилей с автоматической коробкой передач, при отсутствии педали сцепления, левая нога не участвует в управлении автомобилем.

Слишком отдаленное положение левой ноги от педали сцепления может вызывать задержку действий с муфтой сцепления, а при постоянном содержании ноги при движении на педали сцепления, напротив, приводит к самопроизвольному нажатию на педаль, а значит к пробуксовке дисков сцепления, и, как следствие, к преждевременному срабатыванию выжимного подшипника и фрикционных накладок диска.

Процесс нажатия на педаль сцепления должно быть быстрым, при отпущенной педали подачи топлива. Его можно условно разделить на четыре этапа:

1. - исходное положение: пятка опирающаяся на пол кабины, подушечки стопы находятся на педали сцепления;

2. - пятка поднимается на 1 - 2 мм от пола;

3. - усилием от колена нажимают на педаль, пятка скользит по полу вперед;

4. - нажав на педаль до конца хода, ослабляют напряжение ноги, фиксируют положение пятки упором в пол и удерживают педаль.

Процесс отпускания педали сцепления основывается на дозированном сопротивлении пружине педали сцепления и делится на четыре этапа:

1. - подняв пятку ноги и послав небольшое усилие на ногу, отпускают педаль до момента столкновения ведущего и ведомого дисков сцепления;

2. - удерживают педаль сцепления две-три секунды во втором положении, которое соответствует начальной стадии о соприкосновения дисков сцепления и минимальномУ крутящему моменту от двигателя;

3. - проходят 10-миллиметровый отрезок хода педали, на котором величина крутящего момента, передаваемого с ведущего на ведомый диск, растет с одного до 100 процентов;

4. - Снимают ногу с педали сцепления и полностью отпускают педаль до верхнего положения.

Помните!

Отпускание педали сцепления должно быть очень плавным при включении первой, второй и задней передач во избежание рывков и остановки автомобиля. Следующие передачи включаются отпуском педали без проволочек, поскольку рывок при этом не ощущается.

Рычаг включения стояночного (ручного) тормоза.

Стояночный тормоз предназначен для удержания автомобиля в неподвижном состоянии блокировкой задних колес при остановке или стоянке. Рычаг стояночного тормоза размещается, как правило, справа от водителя за рычагом переключения передач (в некоторых моделях он конструктивно выполнен в виде рукоятки, расположенной под панелью приборов). Для приведения стояночного тормоза в рабочее положение следует правой рукой резко потянуть его вверх до ограничения хода, не нажимая на кнопку фиксатора. При этом слышен характерный щелчок фиксатора. Для отключения стояночного тормоза рычаг слегка тянут на себя для ослабления усилия сцепления фиксатора зубчатого сектора, большим пальцем нажимают кнопку фиксатора и перемещают рычаг от себя до упора вниз.

В случае полного отключения стояночного тормоза контрольная лампочка гаснет при работающем двигателе.

Помните!

Приведение стояночного тормоза в рабочее положение во время движения транспортного средства может привести к блокированию колес и, как следствие, к заносу автомобиля.

Рычаг переключения передач.

Рычаг переключения передач предназначен для изменения передаточного соотношения между коленчатым валом двигателя и ведущими колесами автомобиля и находится, как правило, справа от сиденья водителя. В некоторых моделях автомобилей рычаг переключения передач может быть установлен на рулевой колонке справа от руля.

Управление конкретной моделью автомобиля требует заблаговременного изучения схемы переключения передач, которая, как правило, указывается на верхней части рычага. В зависимости от модели автомобиля задняя передача может включаться по разному.

Очень важно сохранять правильное положение кисти правой руки на рычаге переключения передач и не прилагать чрезмерных усилий во избежание преждевременного износа деталей коробки передач. Рекомендуется, переводя рычаг на себя, удерживать его наконечник пальцами, а от себя - ладонью. Пользуясь такими приемами, водитель может точно определить достаточные минимальные усилия воздействия на рычаг.

Автомобили с автоматической трансмиссией оборудованы селектором передач, смонтированным на рулевой колонке или на центральной консоли. Как правило, селектор имеет следующие основные положения:

Р - стоянка. В этом положении механически блокируется коробка передач (включается только во время стоянки автомобиля);

R - задний ход;

N - нейтральная передача (соответствует нейтральной передаче коробки передач с ручным переключением);

D - движение вперед;

С - третья передача;

2 - вторая передача;

1 - первая передача.

В положениях 2 или 3 блокируются передачи на которых установлен селектор для принудительного включения пониженных передач в тяжелых дорожных условиях (снег, бездорожье, движение на крутой подъем и т.д.).

Помните!

Режим "Р" не должен заменять собой использование стояночного тормоза.

Переключатель указателей поворота.

Для предупреждения других участников дорожного движения водитель должен подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления перед началом движения и остановкой, а также перед перестроением, поворотом или разворотом. Как правило, на современных автомобилях переключатель указателей поворота находится на рулевой колонке слева от руля. О включении указателя соответствующего поворота сигнализирует лампочка на панели приборов. После возвращения руля в нейтральное положение указатель поворота выключается. Однако следует учитывать, что конструктивно это предусмотрено только при повороте руля на угол не менее 90 °. При незначительном повороте руля водитель должен сам выключить указатель после того, как автомобиль займет прямолинейное положение в полосе движения. Дополнительно о включении указателя поворота может сигнализировать звуковой сигнал реле поворотов.

Помните!

Сигнал запрещается подавать, если он может быть не понятным для других участников движения. Подача предупредительного сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Включатели световых приборов.

К внешним световым приборам относятся: фары дальнего света, фары ближнего света, передние противотуманные фары, указатели поворотов, аварийная сигнализация, стоп-сигналы, фонари освещения заднего номерного знака, подфарники, задние габаритные фонари, задние противотуманные фонари, стояночные огни, контурные огни, задние светоотражающие устройства, боковые габаритные огни, опознавательный знак автопоезда, дополнительные фары (прожекторы, фары поисковики и т.д.).

Центральный переключатель управления световыми приборами размещены, как правило, слева на рулевой колонке. Отчасти он совмещается с выключателем поворотов и имеет следующие положения:

- Включение габаритных огней, подсветки панели приборов и освещения номерного знака;

- Включение ближнего и дальнего света одновременно с габаритными огнями.

Как правило, переключатель имеет положение для краткосрочного включения дальнего света фар для предупреждения других участников дорожного движения о выполнении маневра.

Поскольку в каждой модели автомобиля переключатель имеет свою конструкцию, то перед началом управления следует подробно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.

Звуковой сигнал.

В большинстве легковых автомобилей звуковой сигнал размещен на рулевом колесе, за исключением некоторых моделей, в которых его могут монтировать на торце переключателя указателя поворотов. Звуковой сигнал в населенном пункте подавать запрещается, за исключением тех случаев, когда без этого невозможно предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Вне населенного пункта его разрешается подавать дополнительно вместе со световыми предупредительными сигналами. Звуковой сигнал невольно привлекает внимание других участников дорожного движения и может отвлечь их от наблюдения за дорожной обстановкой, поэтому подача его без необходимости запрещена. Кроме того следует учитывать, что подача звукового сигнала в непосредственной близости от пешехода или велосипедиста может испугать их и сделать дальнейшую траекторию их движения не прогнозируемой.

Стеклоочистители и стеклоомыватели.

Стеклоочистители и стеклоомыватели предназначены для чистки стекол от дождя, брызг, снега и капель тумана, и запрещается эксплуатация транспортных средств, если не работают стеклоочистители и предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели. Включатель стеклоочистителей и стеклоомывателей, как правило, размещается на рулевой колонке справа от руля и на большинстве моделей автомобилей одним и тем же рычагом включают как стеклоочистители, так и стеклоомыватели. Стеклоочистители и стеклоомыватели заднего стекла могут включаться в зависимости от модели как отдельными рычажками, так и отводом основного рычажка вперед или назад. Рычажок включения стеклоочистителей имеет три режима работы - с интервалом, непрерывно и непрерывно быстро.

Аварийная сигнализация.

Аварийная световая сигнализация должна быть включена:

1. в случае вынужденной остановки на дороге;

2. в случае ослепления водителя светом фар;

3. на механическом транспортном средстве, которое двигается с техническими неисправностями, если такое движение не запрещено Правилами;

4. на механическом транспортном средстве, которое буксируется;

5. на механическом транспортном средстве, обозначенном опознавательным знаком «Дети», которое перевозит организованную группу детей, во время их посадки или высадки;

6. на всех механических транспортных средствах колонны во время их остановки на дороге;

7. в случае совершения дорожно-транспортного происшествия.

Выключатель аварийной сигнализации может находиться в зависимости от модели автомобиля на рулевой колонке, панели приборов или на центральной консоли. При его включении загорается мигающий световой сигнал.

Обогрев ветрового и заднего стекла.

Для предупреждения конденсации пара на внутренней поверхности стекла, а также образования инея и льда на внешней поверхности, в автомобиле конструктивно предусмотрен обогрев ветрового и заднего стекол. Запотевания ветрового и боковых стекол автомобиля устраняют включением вентилятора после прогрева двигателя и соответственно направляя сопла дефлектора. Запотевания заднего стекла можно устранить, опустив боковое стекло. Выключатели обогрева и обдува стекла, как правило, расположены в средней части панели салона автомобиля.

Предупредительные сигналы панели приборов.

Предупредительные сигналы панели приборов обеспечивают безопасное управление автомобилем, позволяют следить за работой двигателя и предотвращать повреждение его и другого оборудования, предоставляют информацию о режимах работы основных систем автомобиля.

Предупредительные сигналы о состоянии оборудования автомобиля должны включаться при повороте ключа зажигания и выключаться при запуске двигателя при условии их исправности. Если после запуска двигателя сигнал продолжает гореть, это свидетельствует о неисправности определенной системы.

Общие информационные сигналы характерны для каждой модели автомобиля, поэтому перед началом управления следует подробно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации конкретного автомобиля.

organyi-upravleniya-avtomobilya

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вход

Яндекс.Метрика